Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рынок ценных бумаг занимает особое и весьма важное место в системе экономических отношений. И на фондовом рынке акции условно подразделяются на три категории: голубые фишки, акции второго и третьего эшелона. У каждой из акций есть определенный набор свойств, показателями по которым она отличается от других – это ликвидность, спред, волатильность и средний объем торгов.
На протяжении более чем десятилетнего периода развития российского фондового рынка акции «второго эшелона» привлекали к себе значительное внимание различных групп инвесторов. В отличие от хорошо знакомых и активно торгуемых «голубых фишек», акции «второго эшелона» характеризуются меньшей ликвидностью, однако теоретически сохраняют в себе потенциал значительного роста, иногда на несколько сотен процентов, что стимулирует искушенных игроков инвестировать в эти бумаги, несмотря на множественные риски. Самый распространенный риск заключается в перспективе не иметь возможности реализовать с акции второго эшелона, то есть в ситуации, когда их невозможно продать в течение длительного периода времени.
Акций «второго эшелона» существует достаточно много, но абсолютное большинство из них не известно широкому кругу инвесторов: НЛМК, Распадская, Полюс Золото, Иркутскэнерго, Квадра, Мечел и другие.
И таким образом, акции второго эшелона покупать необходимо участникам фондового рынка, так как можно получить более высокую прибыль, но при этом здесь увеличивается инвестиционный риск. Поэтому моделировать поведение участников фондового рынка в отношении акции второго эшелона необходимо.
Цель работы состоит в моделировании поведения игроков фондового рынка (в отношении акций 2 эшелона) на российском рынке.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
- изучить проблематику и методы моделирования поведения участников фондового рынка;
- проанализировать предпосылки моделирования в отношении акций второго эшелона, эмитированных предприятиями нефтяной отрасли;
- изучить, как происходить моделирование цена на акции второго эшелона с помощью эконометрических моделей;
- проанализировать состояние фондового рынка нефтяной отрасли;
- проанализировать поведение участников фондового рынка в отношении акций второго эшелона;
- охарактеризовать модели поведения участников фондового рынка в отношении акций второго эшелона;
- изучить выбор переменных и определить временного периода моделирования;
- изучить эконометрическое поведение участников фондового рынка.
Объектом исследования является поведение игроков фондового рынка.
Предметом исследования поведение игроков фондового рынка в отношении акций второго эшелона.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ
1.1. Методы и проблематика моделирования поведения участников фондового рынка
Современная финансовая наука основательно исследовала ценообразования на фондовом рынке, предполагая рациональность участников рынка. Однако, под действием теоретических и эмпирических вызовов, гипотеза рационального ценообразования потеряла свою актуальность. Новые эмпирические вызовы появились в связи с обнаружением аномалий на рынке. Теоретическим вызовом можно считать развитие новой научной концепции (поведенческие финансы), которая учитывает поведения участников фондового рынка. Процесс ценообразования требует исследования его в рамках теории поведенческих финансов и поведения участников фондового рынка.
Рассмотрим подходы ученых к определению сущности поведения участников фондового рынка. На основе анализа работ ученых, можно утверждать, что основным признаком теории поведения участников фондового рынка является объединение постулатов финансов и психологии. С одной стороны, теорию поведения участников фондового рынка рассматривают как противопоставление традиционной теории финансов, основанной на рациональных ожиданиях [5-9]. Р. Талер и Н. Барберис утверждают, что «Изучение поведения участников фондового рынка - это новый подход к финансовому рынку, который возник, как ответ на несовершенство традиционной парадигмы. В широком смысле, некоторые финансовые явления могут быть лучше объяснены с помощью предположений неполной рациональности участников рынка»[5, c. 1057].
Дж. Р. Риттер считает, что «поведение участников фондового рынка- парадигма, которая изучает финансовые рынки на основе широких моделей, чем те, которые основаны на теории полезности Неймана-Моргенштерна и арбитражных предположениях. Поведенческие финансы обосновывают модели, в которых участники рынка не полностью рациональные в связи с особенностями убеждений и ложными оценками»[6, с. 429].
В финансовой энциклопедии А. Фунг отмечает, что «поведение участников фондового рынка - новое поле научных исследований, цель которого объединить поведенческую и когнитивную психологическую теорию с экономикой и финансами, чтобы объяснить причину принятия людьми иррациональных финансовых решений» [7].
Российский исследователь Н. Рудик также противопоставляет поведенческие финансы рациональной концепции. «поведение участников фондового рынка подвергают сомнению предположение рационального поведения участников рынка, пытаются обнаружить в поведении людей систематические отклонения от рациональных моделей и предлагают новые финансовые теории, которые бы учитывали эти отклонения» [8, c. 8].
Белорусская финансист Дорина Е.Б. дает следующее толкование понятия: «поведение участников фондового рынка - это сфера экономики, которая изучает влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на принятие экономических решений конкретными индивидами и учреждениями и последствия этого влияния на рыночные переменные (цену, прибыль, размещение ресурсов) [9, c. 121].
По нашему мнению, целесообразно применять комплексное толкование «поведения участников фондового рынка» как учения о влиянии иррациональных факторов на принятие решений инвесторами и отражении этих решений на состоянии рынка.
Предложенное определение позволяет охватить основные признаки теории, такие как субъективный характер финансовых решений и их объективное выражение на рынке.
На основе установленных сущностных характеристик понятий «ценообразования» и «поведенческих финансов», предложим определения поведение участников фондового рынка на фондовом рынке как процесса формирования и установления рыночных цен с учетом особенностей поведения его участников.
Несмотря на сложный характер поведения участников фондового рынка и его влияние на ценообразование, выделим два основных вида поведения на рынке - рациональный и иррациональный, в зависимости от таких критериев как особенности принятия решений и систематические ошибки.
Сторонники рационального подхода к поведению участников рынка считают, что субъекты при принятии решений максимизируют ожидаемую полезность [13; 48-49]. Представители иррационального направления утверждают, что решение рынка лучше описывает теория перспектив [12; 70-72], согласно которой инвестор оценивает результат через выигрыш или потери по сравнению с репрезентативной суммой; подверженность рискам в условиях выгоды и потерях; испытывает ли страх потерь, то есть более чутко воспринимает потери, чем выигрыши; субъективно оценивает вероятности будущих доходов.
Влияние систематических ошибок участников рынка на ценообразование, так называемых сантиментов, с точки зрения иррационального подхода является значительным. Систематические ошибки участников рынка является основной детерминантного рыночного ценообразования. в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Поведенческие модели на финансовом рынке
Участник получает выигрыш, если большинство участников выбирают аналогичную ему стратегию
Применяется, если часть участников используют миноритарную стратегию, а часть — мажоритарную
В случае реализации смешанной поведенческой стратегии на нескольких взаимно коррелирующих рынках
Модели базируются на предпосылке получения большей полезности, при продаже активов по завышенным ценам и при покупке активов по заниженным ценам. Однако модели значительно «упрощают» реальность, так как управленческое решение зависит в основном от количества операций купли-продажи на рынке, а не от ценовых тенденций активов
Двусторонний аукцион В случае объявления участником своей позиции по готовности купить или продать активы по определённой цене Модель предполагает наличие эффективного, однородного финансового рынка
В 1979 году Д. Канеман и А. Тверски (D. Kahneman, A. Tversky) представили критику теории ожидаемой полезности и разработали альтернативную теорию принятия решений в условиях неопределенности - теорию перспектив [7].
Теория перспектив описывает поведение участников рынка в условиях неопределенности. Как и теория ожидаемой полезности она утверждает, что инвестор выбирает лучший вариант на основе максимизации ожидаемой полезности, которая исчисляется как произведение вероятности получения дохода и его полезности [2, c. 29]. Однако, полезность по теории перспектив рассчитывается иным образом. Согласно теории ожидаемой полезности, полезность может быть выражена общим доходом. Полезность результата по теории перспектив не равна абсолютному значению дохода, а рассчитывается как полезность его изменения по сравнению с определенной репрезентативной точкой [7, c. 277].
Поэтому, согласно теории перспектив, на фондовом рынке инвесторы склонны оценивать результаты рисковых операций по количеству побед и поражений, сравнивая их с определенной репрезентативной точкой. Они переоценивают желаемые результаты и боятся потерь. В отличие от теории ожидаемой полезности, согласно которой склонность к риску неизменна, теория перспектив доказывает, что склонность к риску лица меняется в зависимости от того, чувствует ли себя инвестор в зоне выгоды, или в зоне потерь. Данный эффект называется диверсифицированная склонность к риску.
Для того, чтобы описать принятие решения участником рынка в условиях риска, согласно теории перспектив предложено модифицированную функцию полезности - функцию ценностей Д. Канемана и А. Тверские (далее - функция ценностей).
Кривая функции вогнутая для выгод (в связи с нежеланием риска) и выпуклая для потерь (поиск риска). Ученые объясняют такой парадокс принципу психофизики, который свидетельствует о снижении чувствительности после определенной точки отсчета. Лицо становится менее чувствительным к предельным выгодам, если общие выгоды растут относительно точки отсчета. Это приводит вогнутость функции ценности в поле вероятных выгод. И, наоборот, инвестор становится менее чувствительным к предельным потерям, если общие расходы в абсолютных значениях относительно точки отсчета растут. Поэтому функция ценности в поле потерь имеет выпуклую форму.
Характерной особенностью функции ценности теории перспектив является страх потери. Инвесторы более чутко воспринимают потери определенной суммы, чем выгоды от получения той же суммы. Это предопределяет функции ценности, которая является более быстрой для потерь, чем для выгод.
Прежде всего, стоит заметить, что процедура моделирования поведения участников фондового рынка бумаг имеет свои особенности. Эти особенности определяются тем, что ценная бумага представляет собой специальную форму существования капитала и одновременно является товаром, обращающимся на фондовом рынке. Согласно нормам ГК РФ, ценной бумагой является документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Для целей оценки применяются необходимые методы оценки ценных бумаг.
Соответственно, моделирования поведения участников фондового рынка состоит в полном и тщательном анализе совокупности прав владельца ценной бумаги и определении стоимости этих прав. Что касается основы, например, для моделирования стоимости акций, то ей является определение их стоимости как финансового инструмента, способного приносить прибыль его владельцу.
Главными способами извлечения прибыли являются получение дивидендов и рост стоимости ценной бумаги, связанный с улучшением финансовых показателей предприятия, расширением его бизнеса и увеличением стоимости его активов. Ниже рассмотрены основные методы оценки стоимости ценных бумаг.
Метод рынка капитала основан на использовании цен, которые имеются на открытом рынке ценных бумаг. Соответственно, основой для сравнения служит цена на единичную ценную бумагу общества. Процесс моделирования стоимости акций ценных бумаг с применением метода рынка капитала включает следующие основные этапы: сбор необходимой информации, выбор аналогичных предприятий, финансовый анализ, расчет оценочных мультипликаторов, выбор величины мультипликатора, определение итоговой величины стоимости,
Метод
Фрагмент для ознакомления
3
1. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества / А.Д. Осиновский. - М.: СПб: ДНК, 2003. - 352 c.
2. Дорощук, Николай Завоевать и удержать. Качественный рост компании на высококонкурентном рынке / Николай Дорощук , Сергей Жмурко , Геннадий Хижняк. - М.: Диалектика, 2013. - 240 c.
3. Косов Ю.В. Глобальная энергетическая и экологическая безопасность в Условиях современного мировогоэкономического кризиса/ Ю.В. Косов, В. Маллон// Балтийский регион. – 2015. – № 1. – С. 27-36
4. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы // Аналитический бюллетень ЦЭИ “Риа-аналитика”. – 2015. – Вып.1. – 61 с. [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://vid–1.rian.ru/ig/ratings/oil1.pdf.
5. Когут О. И. Определение и анализ коэффициентов эластичности спроса на сырую нефть в разных регионах мира за период 1982–2015 гг. /О. И. Когут // Экономические науки. – 2016. – 12(109). – C. 155-159.
6. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2015. – 288 с.
7. Бабешко Л.О. Основы эконометрического моделирования : учеб. пособие / Л. О. Бабешко. - Изд. 4-е. - М. :КомКнига, 2015. - 428 с.
8. Эконометрика. Учебник. / В.С. Мхитарян, М.Ю. Архипова, В.А.Балаш / Редактор: Мхитарян Владимир Сергеевич. Издательство: Проспект, 2014 г. – 384 с.
9. Алексеев А.Р. Экономическая статистика : учебник для вузов / [Алексеев А.Р., Воробьев А.Н., Громыко Г.Л., и др.] ; под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 734 с.
10. Джонстон Дж. Эконометрические модели. - М.: Статистика, 2014. - 444 с
11. Дубовицкий С.В. Прогнозирование экономического роста и финансовой динамики в условиях глобализации и нестабильности //Общество и экономика. – 2015. - № 3. – С. 129-136.
12. Статистические данные цен на нефть [Электронный ресурс] – Режим доступа: ru.investing.com.
13. Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Стратегия развития нефтяного комплекса / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация». – 2013.- №7. – С. 69-78
14. Коржубаев А. Г., Соколова И. А., Эдер Л. В.. Анализ тенденций в нефтяном комплексе России / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация», 2009., - № 9. – С. 59-70
15. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - М.: Наука, 2015. - 752 c.
16. Лобанова, Т.Н. Банки: организация и персонал. Современная концепция управления. Специализированный обучающий кейс-курс / Т.Н. Лобанова. - М.: БДЦ-пресс, 2014. - 108 c.
17. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфин- келя и В.А. Швандера. – 4-е изд. – М.: Юнити, 2007. – 670 с.
18. Ross S.A. The Determination of Financial Structure: theIncentiveSignaling Approach // Bell Journal of Economics and Management Science. № 8.1977. -P. 28-40.
19. Инвестиционная компания Доходъ [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.dohod.ru
20. Инвестиционный портал [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://ru.investing.com